Home > Reviews > Shadowrun 3rd ed. — Много тени из ничего?

Shadowrun 3rd ed. — Много тени из ничего?

June 16th, 2012

Когда-то очень давно, лет 15 назад, не меньше, я впервые услышал о Shadowrun, своеобразном коктейле из киберпанка и городского фэнтези. Тогда идея меня не впечатлила, так как я не представлял, что может быть интересного в таком сеттинге.

И вот пару лет назад я почему-то решил прочесть несколько книг по этой ролевой системе. И мне… понравилось! Shadowrun крутился у меня в голове и не отпускал. В конце-концов твёрдо решил провести по нему пару-тройку сюжетов. Летом 2011 мы собрались и сыграли серию коротких модулей “First Run”. Результат был удручающий: троим из пяти игроков Shadowrun 3rd ed. совершенно не понравился. Надо сказать по понятным причинам – после “лёгких” современных систем играть в Shadowrun не так просто.

Что в первую очередь обескураживает, так это оформление книги. Большая часть иллюстраций ужасная за небольшим исключением –  например, чудесные мониторы и кабели в начале каждой главы . Книга разбита на главы, которые описывают разные аспекты игры: магию, матрицу, бой, и т.д. Но чем руководствовались авторы, давая постоянные ссылки с главы на главу и заставляя при чтении правил метаться по отнюдь не тонкой книге из конца в конец? Почему некоторые, достаточно важные правила просто упоминаются мимоходом в совершенно рядовом абзаце? Что характерно, большая часть книг правил по Shadowrun третьей редакции выглядят так же. Всё это усугубляет сложность изучения правил. Содержание книг, описывающих мир, напротив, заслуживает самой высокой похвалы.

Система в своё время была самобытной и оригинальной. Фактически, это второй эксперимент в истории РПГ по использованию dice pool (самый первый – в Star Wars RPG). Все характеристики персонажей отображаются в количестве игральных костей (используются простые шестигранники). Действию, успех которого нужно проверить, присваивается уровень сложности (чаще всего от двух до десяти). Далее бросаются кости в количестве, равном умению (атрибуту), и результат каждой сравнивается со сложностью. Если он равен или больше, это означает один успех. Чем больше успехов, тем лучше и качественнее выполнено действие. Плюс существуют еще наборы костей, которые добавляются в общий котёл для улучшения результатов сложного или важного броска. При этом они тратятся и восстанавливаются с течением игрового времени, обычно к началу следующего раунда, который здесь равен трём секундам. Это дает неслабый тактический элемент управления этими многочисленными костями. Бои здесь опасны, магия – летальна (причём иногда для самого мага), а в матрице, как и положено, можно исчезнуть навсегда, что полностью соответствует жанру. Естественно, здесь присутствует возможность спасения персонажей от результатов неудачных бросков (Karma Pool).

Система поражает своим объёмом и детальностью. В дополнительных книгах добавлены преимущества и недостатки персонажей с более тонкой и сложной системой генерации, правила модификации вооружения, правила по созданию дронов, автомобилей и летательных средств, существенно расширены возможности магии, подробно расписано, как создавать жильё для персонажа, и многое другое.

Сама по себе система бесклассовая, однако существуют архетипы (например,  киберсамурай, декер, ригер, маг, шаман, адепт),  на которые ориентируешься, создавая персонажа. Хотя можно сконструировать кого угодно – правила достаточно гибкие.  Особо заслуживает внимания наличие контактов – людей (и не только), которых персонаж знает и которым может в какой-то мере доверять.

События в мире Shadowrun развиваются по канонам киберпанка. Девяностые годы двадцатого века были отмечены безработицей и нехваткой еды даже в таких развитых странах, как США. Под предлогом защиты служащих  корпорации добиваются расширения полномочий своих служб безопасности, а затем и прав экстерриториальности. Правительства теряют влияние, государства дробятся, по миру прокатываются стихийные бедствия, техногенные катастрофы, эпидемии и локальные конфликты. А дальше просыпаются драконы, десятая часть населения превращается в орков и троллей, появляются эльфы и гномы, в мир приходит магия.

Идея, конечно, выглядит достаточно смешной, но реализация получилась отменная. За более чем двадцатилетнюю историю игры выпущены десятки книг, подробно раскрывающих эволюцию альтернативной истории. Материала много, и подан он мастерски. Жаль, что в четвертой редакции упор был сделан на “синхронизацию” технологий нашего мира с Shadowrun. Это позволило привлечь в игру новых игроков, но сеттинг утратил замечательное ощущение фантастики восьмидесятых-девяностых.

Играть интересно получается, но для этого нужно освоить громоздкие правила и хотя бы чуть-чуть представить, что технологически мир может развиваться в направлении, отличном от реального.

 Style:

System:

Setting:

 

Tags: ,
  1. Mike
    Mike
    June 20th, 2012 at 03:22 | #1

    За систему я бы все же поставил минимум 4,5, а может, и 5. Наравне с Earthdawn, Ars Magica, Feng Shui, Riddle of Steel (если из последнего выкинуть кривые правила по магии). И с теми системами Джона Вика, по которым вышли одна-две книжки (как только их выходит больше, начинается несогласованность, зачастую адского масштаба, как с 5-ю (!) вариантами правил по доспехам в 7thSea).

    А оформление сильно зависело от конкретных художников. Если Бакса вообще рисовать не умеет (вспомни Dark Sun!), то Луис Рохо – вполне качественный товарищ, хотя в паре случаев и схалтурил. Или Ларри Элмор. И сейчас, например, юбилейное издание оформлено сильно лучше, чем четвертая редакция по базе. Просто выкинули халтуру…

  2. Kris
    Kris
    June 20th, 2012 at 09:39 | #2

    @Mike

    Сложная и плохо изложенная система вообще не может получить выше четырёх баллов.

    О художниках. Anybody home? Открой основную книгу правил и пересчитай хорошие иллюстрации.

  3. Mike
    Mike
    June 20th, 2012 at 12:41 | #3

    Назови хорошую простую систему, кроме упоминавшейся Feng Shui. 😉 А, да – еще Forgotten Futures есть – но ее мы не тестировали. С изложением есть странности – но где их, опять же, нет? То есть идеальных систем я не знаю – но если брать из реально существующих? У упоминавшегося Вика все неплохо в пределах первой книжки, но дальше нестыковки нарастают очень быстро. Bureau 13? 😉

    О художниках. Книгу правил которой редакции? И – мы оцениваем 1 (один) базовый рулбук или таки систему в целом? Хотя, конечно, взгляд на базовый рулбук способен отбить желание смотреть на что-то еще…

  4. Kris
    Kris
    June 20th, 2012 at 17:01 | #4

    Прочитай обзор: там ясно сказано о какой книге идёт речь. Или на картинку обложки посмотри, если останутся вопросы.

    ОТ удалил.

  5. Mike
    Mike
    June 21st, 2012 at 01:01 | #5

    Крис, если ты настолько обижаешься на возражения, могу, конечно, не комментировать твои обзоры и пр.

    За сим остаюсь искренне Ваш, с надеждой на возможный в дальнейшем конструктивный диалог, покорнейший слуга Вашей светлости, :mrgreen:
    Mike

  6. Aliona
    Aliona
    June 21st, 2012 at 10:48 | #6

    Ай, уже дерутся! Один придумал свою шкалу оценки системы, другой – другую.

    Система, система – главное, хвост! В смысле, чтобы играть интересно было.

    Вот вам моя шкала – простота, дивные картинки и разговоры для создания настроения и наличие хороших художественных книжек, которые помогают это настроение поддержать.

    Поспорим? 😈

  7. Kris
    Kris
    June 21st, 2012 at 11:22 | #7

    @Mike

    Никто ни на кого не обижается. По крайней мере я на это сильно надеюсь. 😕

    Чтобы получился конструктивный диалог, нужно писать конструктивно и придерживаясь темы. Да, ты бы поставил 5 балов за систему. Почему? Никто не знает. Вместо этого ни к селу ни к городу упоминается груда систем, о которых, кроме нас с тобой, возможно, никто и не слышал.

    С художниками та же ерунда. К чему упоминаются художники которые не участвовали в оформлении третьей редакции? Непонятно.

    Единственно, что я понял, что нужно совсем явно указать о какой редакции Shadowrun идёт речь. Исправил.

    P.S. Если есть ещё какие-нибудь замечания по обзору, то пожалуйста.

    P.P.S. После окончания дискуссии и внесения всех изменений в обзор, все комментарии будут так или иначе удалены.

  8. Kris
    Kris
    June 21st, 2012 at 11:28 | #8

    @Aliona

    Разговоры больше относятся к сеттингу, чем к системе, не так ли?

    А система по твоей оценке, наверное, больше, чем один балл, не получит… :-)

  9. Klarki
    Klarki
    June 21st, 2012 at 19:05 | #9

    Если ставить по баллам, то наверное я бы поставил за Стиль и Сетгинг – твёрдые пятёрки, так как авторы виртуозно обработали эти позиции. Через некоторое время окунаешься в мир, который немного описан Пановым, но со своей великолепной спецификой. Матрица, киберимпланты – и шаманизм, драконы – и поезда в “трубе”.
    Система – да, правила конечно умудрились раскидать по всей книжке. Это очень, очень неудобно! Каждый раз узнаёшь что-то новое, честное слово.
    В остальном, кстати, система нормальная. Есть перекосы, определённая несбалансированность магии и кибер-био-имплантов, но в общем-то с этим можно жить; бывало и хуже. Всё нивелируется продуманностью самого мира.
    В общем – я бы дал системе твёрдую 4. А всё вместе – это то, во что действительно стоит играть.
    Обзор понравился. Всё в общем изложено абсолютно верно.

    P.S. Да нормальные художники. Отличная картинка “Mr Jonson и его друзья”. :mrgreen:

Comments are closed.